Что общего между массовой рассылкой рекламы и американской ветчиной?
Каждому человеку, живущему в современном обществе известно такое понятие как «спам» – массовая навязчивая рассылка рекламных электронных писем. Сейчас под это понятие попадет не только рассылка нежелательных электронных писем, но и назойливые телефонные звонки, печатная реклама и листовки в почтовых ящиках.
И тут возникает вопрос что же общего между массовой рассылкой рекламы и американской ветчиной?
А ответ прост – термин «спам», который мы используем сейчас, имеет корни с производством консервированной ветчины. Для меня лично, эта история кажется достаточно занятной и любопытной.
Происхождение слова «Спам» («Spam»)
А история слова «Спам» достаточно проста. В 1937 году американская компания Hormel Foods начала выпуск специальных консерв, в основе которых был острый свиной фарш. Они мели название Spiced ham, что с английского переводится как «острая ветчина». Производители сократили название до SPAM (SPiced hAM).
Во время Второй мировой войны эти консервы от Hormel Foods получили большую популярность вследствие того, что Соединенные Штаты стали поставлять их союзникам в очень огромных количествах.
Спам, Вторая мировая и ленд-лиз
Во время Второй мировой войны в СССР американские мясные консервы стали поистине культовыми. Это был один из лучших мясных продуктов, доступных советским солдатам. Российский историк из РГГУ Борис Иванов рассказывает: «Солдаты с любовью вспоминали их вкус и десятки лет спустя. Консервы обычно ели с гречкой и другими кашами. Да и технология открывания с прикрепленным к банке ключом была удобной. Многие советские солдаты потом хранили эти банки, как сувениры. У поэта Иосифа Бродского было дома две банки спама, когда он учился в начальной школе. И он считал это своим «детским богатством».
По некоторым данным есть мнение, что во время войны США в рамках ленд-лиза отправили в Советский Союз 2,1 миллиарда банок! Это было в пять раз больше, чем за годы войны было произведено консервов в самом Советском союзе. Такого количества было достаточно, чтобы одной только тушенкой кормить всю советскую армию почти целый год. Повторюсь, что это всего лишь существующее мнение, точные цифры я утверждать не берусь.
И тут мы приходим к самому интересному. Ожидаемо, что после окончания Второй мировой воны в США у производителя остались гигантские запасы консервов в следствие того, что их наготовили на годы вперед с большим запасом. Срок реализации консервов подходил к концу, и компания Hormel Foods устроила массовую рекламную кампанию по всему миру, чтобы распродать остатки со склада.
Реклама SPAM была видна на каждом углу. Вывески на магазинах, наружная реклама, транспорт — все было в рекламе SPAM. По радио через каждые 30 минут включался рекламные ролик про эти консервы. Британские комики из группы «Монти Пайтон» в своем скетче высмеяли SPAM. И с тех пор слово стало нарицательным. Так стали называть любую навязчивую рекламу.
Термин «засыпать спамом»: как появился?
Но термин «засыпать спамом» появлялся в результате следующего. Во время войны во Вьетнаме ящики с ветчиной Spam сбрасывали в промышленных количествах на головы солдат США в джунгли, потому что половина терялось в лесах. И отсюда пошел термин «засыпать спамом».
Консервы SPAM во время Корейской войны
Во время Корейской войны и после нее консервы SPAM в огромных количествах поставлялась в Южную Корею, причем они завоевала там такую популярность, что слово SPAM стало сленговым выражением в корейском языке. Сегодня в Южной Корее любая ветчина в упаковке называется СПАМ.
Очень интересно, что SPAM выпускается и до сих пор в США. Причем с 1945 года до 2020 компания продала столько же банок, сколько за Вторую мировую. Больше такого взлета продаж в их истории не было, несмотря на все рекламные компании, организованные продавцами.